Далер Садыков

«Когда ребёнок говорит, что ждёт каждую тренировку, как день рождения, это и есть тренерская победа»


Далер, любовь к футболу вам привил учитель физкультуры и первый тренер В. А. Трифанов. Какие воспоминания вы сохранили о своём наставнике?

Моё знакомство с футболом состоялось до того, как в нашей школе появился Вадим Александрович Трифонов. Когда тебе 5–7 лет, ты видишь, как старшие ребята гоняют мяч, становится интересно, наблюдаешь, пытаешься понять суть игры, ну и, конечно же, пробуешь. А если говорить именно про любовь к данному виду спорта, то это действительно заслуга первого тренера. В нашем посёлке не было никаких секций. Даже зал, в котором я сейчас провожу уроки физкультуры, был построен, когда мне было тринадцать лет. Вадим Александрович приехал к нам работать из соседнего населённого пункта, в котором успешно вёл тренерскую деятельность, и сейчас он продолжает работать и тренировать ребят. Для нас это был как глоток свежего воздуха. Человек нас не просто заинтересовал футболом, но и дал возможность почувствовать, что такое соревновательный и тренировочный процесс в целом.

Есть ли элементы методики Трифанова, которые вы сохранили и используете сейчас в своей работе?

Если говорить про методики и элементы работы, то мне в память врезалась железная дисциплина и совместная работа на результат. Особенно хорошо помню, когда, чтобы провести тренировку зимой после метелей, снегопадов, мы вооружались лопатами и шли чистить поле. Залов у нас в то время не было. Именно тогда мы начинали понимать, что если будем это делать вместе, то быстрее поиграем, позанимаемся, потренируемся. Конечно, бывало что и технику заказывали, и поле для нас чистили, но вот такие походы с лопатой не забуду никогда.

За какие команды вы выступали в юности? Было ли такое, что ваши личные достижения помогли коллективу достичь новых высот?

Серьёзно увлекаться футболом и тренироваться я начал относительно поздно. Мне было десять лет. Не сказал бы, что как игрок добился чего-то особенного. Семь-восемь лет играл за сборную своего колледжа, был даже капитаном. Самое серьёзное достижение в этой команде — третье место в чемпионате по мини-футболу ГО Красноуфимск в сезоне-2013/14. Один сезон выступал за команду «Колос» из села Чувашково. Выиграли Кубок открытия и закрытия, сам чемпионат, но я не был тем игроком, от которого мог зависеть исход матча.

Если говорить про формат 11×11, то выступал за красноуфимские команды «Атлант», «Бонус», «Локомотив». Был финалистом Кубка города и бронзовым призёром первенства.

Я полностью командный игрок. Не могу похвастаться каким-то серьёзным личным достижением, может, именно поэтому сейчас работаю с детьми. Я делаю акцент на совместную командную работу, но это не значит, что не уделяю внимание индивидуальной работе с каждым ребёнком. В детском футболе это очень важно. Необходимо правильно выстроить баланс между индивидуальным и командным развитием для поступательного прогресса своих воспитанников.

Вы начали педагогическую деятельность в 2017 году в родной сельской школе. Каково было вернуться сюда в новом амплуа?

Мои родители всю жизнь работают в школе, бабушка была педагогом. Я сам хотел связать свою жизнь с образованием, но после окончания школы решил попробовать себя в другом направлении и поступил в аграрный колледж на специализацию «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства». Учился относительно неплохо, был даже старостой группы, но в армии мои интересы поменялись, решил попробовать что-то другое. Поступил в педагогический колледж на курсы переподготовки и параллельно в педагогический университет на заочное отделение.

Получив шанс и возможность работать, воспользовался им. Я учился в этой школе, вырос в ней. Многие люди, которые сейчас для меня коллеги, были моими первыми наставниками. Это те люди, которые заложили в меня фундамент, поэтому с уверенностью могу сказать, что это для меня второй дом.

Можете рассказать о своём самом тёплом воспоминании, связанном с началом педагогической деятельности?

Самое теплое воспоминание — это поддержка со стороны коллег, администрации школы, родителей и самих детей, что облегчило мне процесс вхождения в коллектив. Я знал лично каждого родителя и ребёнка, каждого педагога. Это особенность сельской школы. Возможно, если бы я попробовал себя на первых порах в городской школе, то мог бы не состояться как учитель.

На ваш взгляд, сельским школам трудно соперничать с командами из крупных городов?

Футбольная школа «Юниор» находится в городе Красноуфимске, численность населения которого чуть больше тридцати тысячи человек. Естественно, флагманом футбола в городе является детско-юношеская спортивная школа. Если говорить про соперничество с командами из других городов, более серьёзных, то оно сложно с точки зрения логистики и численности воспитанников. У нас нет никаких спонсоров, каждый выезд на очередной тур чемпионата или двухдневного кубкового турнира встаёт в определённую копеечку. Необходимо добраться, найти жильё, поесть, вернуться домой. То, чего добились ребята, было бы невозможно представить без родителей. Здесь особенно хотел бы отметить, что с такими родителями можно и горы свернуть.

В 2021 году вы получили предложение возглавить группу девочек в ФШ «Юниор». Какие особенности и потребности девчонок вы учитываете при организации спортивного процесса?

В 2021 году я полгода проходил курсы переподготовки по специальности «Тренер-преподаватель по футболу». У меня была идея в своей сельской школе открыть кружок по футболу. В 2020 году мой знакомый открыл футбольную школу в Красноуфимске и предложил мне в 2021 году попробовать себя в роли тренера. Сначала я не был настроен на это, но когда услышал, что он хочет попробовать набрать группу девочек, то загорелся. Мне стало это интересно, так как в нашем городе не было групп девочек. Да, есть девочки, которые играют, но группы и впоследствии, возможно, команды — такого не было, и захотелось стать первопроходцем.

Может быть, я ошибаюсь, так как ещё совсем молод и не обладаю большим опытом как тренер, но считаю, что с точки зрения технической, тактической и местами даже физической подготовки тренировочный процесс мальчиков и девочек сильно не отличается до лет двенадцати. Может быть, меня поправят. Но тут больше вопрос ментальности и психологии. Когда каждый говорит, что это не женский вид спорта, зачем ты вообще за это взялся, возникают определённые трудности. Особенно когда девочки постоянно уступают парням на соревнованиях, а возможности поиграть с такими же девчонками нет.

Сейчас у меня осталось семь воспитанниц из пятнадцати, но эти семь достойно играют на муниципальном уровне, пять из них представляют нашу школу на областных соревнованиях, так как регламент позволяет им выступать на два года старше парней. На данный момент команда является сборной из мальчиков и девочек. И самое приятное то, что в Красноуфимском районе появились две женские команды из посёлка Натальинск и Юва, и теперь нашим девчонкам есть с кем взаимодействовать и соревноваться. Это даёт надежду на развитие женского футбола в нашем городе в целом.

На данный момент в вашей группе занимаются и мальчики, и  девочки. Как происходит взаимодействие между ними? Не возникает ли конфликтов?

Конфликтов между девочками и мальчиками не возникает, даже если девочки обыгрывают парней во время двухсторонки. Парней это, наоборот, подстёгивает работать больше. Между собой взаимодействуют прекрасно. Тут я бы хотел отметить коллегу, с которым мы ведём эту группу — Степана Александровича Расковалова. Невозможно одному вести такое количество детей. Без него я бы не справился.

Ваши ребята неплохо выступают на муниципальном и областном уровне. А что для вас является хорошим результатом воспитанников? За что вы всегда готовы их похвалить?

Мы не хватаем звёзд с неба, но ребята из нашей группы стали первопроходцами для всей школы, участвуя в областных чемпионатах. Мы никогда раньше не заявлялись на турниры с длинной дистанцией, это всегда были однодневные турниры и фестивали. Но при этом появились призовые результаты муниципального уровня и также областного. Я считаю, что ребята нашей группы задали дальнейший вектор развития школы, стали примером для ребят младших возрастов и групп. Меня это радует, я горжусь ими. Но я полностью разделяю мнение, что результаты — это не только победы и поражения, речь идёт о том, чтобы стать лучшими версиями самих себя на поле и за его пределами. Когда ребята это осознают, то похвала не заставляет себя долго ждать.

Что заставляет вас возлагать большие надежды на предстоящий сезон, который стартовал 5 августа?

Перед стартом прошлого сезона у меня занимались четырнадцать человек — девять девочек и пять мальчиков. Руководитель школы перевёл ко мне двенадцать парней из другой группы. Стояла задача успешно интегрировать ребят в новую группу, создать все необходимые условия для их развития, ну и увеличение количества участия в соревнованиях. Так как ребята переросли ту группу, в которой занимались, и некоторые из воспитанников получили предложение поменять школу, сейчас это не просто группа, мы, не побоюсь этого слова, футбольная семья, которая справилась с испытаниями прошлого сезона. Именно поэтому я считаю, что этот год будет ещё лучше и насыщеннее предыдущего.

Как оцените форму своих подопечных по сравнению с минувшим сезоном? Какие новые элементы будут включены в тренировочный процесс?

Команда год назад, когда ко мне только перевели этих ребят, и сейчас — это две абсолютно разные команды. Сейчас это коллектив, который не боится ставить перед собой новые цели и задачи во всех направлениях. В прошлом году мы очень много уделяли время технической, тактической и особенно психологической подготовке. Перед нами стояла задача создать такой микроклимат и дух единства, чтобы абсолютно каждый ребёнок чувствовал себя комфортно, чтобы каждый понимал, что он вносит свой вклад в наши новые достижения, чтобы каждый хотел работать и становиться лучше. В этом сезоне мы хотим уделить внимание физической подготовке, таким качествам как сила, скорость, выносливость. Это тот аспект, который мы упустили, работая над другими. Порой в некоторых играх именно этих качеств нам не хватало, особенно когда длина скамейки не позволяет держать темп и ритм на протяжении всего матча.

На данный момент что вы считаете своей главной победой?

Понятие «победа» весьма относительное, каждый видит её по-своему. Для меня стало победой то, что мы совместными усилиями смогли создать хороший коллектив, и я имею в виду не только внутри группы, но и с родителями. Взаимодействия «тренер – игрок», «тренер – родитель», «родитель — игрок» выстроены таким образом, что никто с не испытывает давление, все мы получаем удовольствие от того, что сейчас происходит, будь то тренировка, турнир, выезд, победа или даже поражение, все поддерживают друг друга. В такой атмосфере приятно работать и развиваться. Но и ещё хочется отметить: как-то на одном из занятий я услышал от ребёнка, что он ждёт каждую тренировку, как день рождения. Вот она победа. Никакие медали и кубки не сравнятся с этим.

Далер, какими советами вы могли бы поделиться с юными футболистами?

Как совсем ещё молодой тренер, я бы хотел сказать юным футболистам следующее: получайте удовольствие от футбола, а иначе зачем всё это.

Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.ru об этом и мы с удовольствием его укажем и возьмём интервью.