Данил Лежапеков
«Люблю тренироваться в компании единомышленников, мы выезжаем на длинные дистанции и любуемся природой нашего края»
Данил, в детстве вы занимались дзюдо и греко-римской борьбой. Почему решили перейти в велоспорт?
С самого детства почти каждый день ездил на велосипеде, в том числе в секцию по борьбе. Затем я поехал во Францию и узнал о велогонке «Тур де Франс». Заинтересовался, стал усерднее заниматься. Позже меня заметил тренер на городской велогонке и пригласил в велошколу. Так всё и началось.
Вы становились призёром велогонки «10 лье», дистанция которой составляет 55 километров. Заезд в год вашего участия проходил по гоночной трассе «Сочи Автодром» или в другом месте?
Да. Это уникальная гонка, в России она короткая, но динамичная и охватывает знаменитый сочинский автодром и федеральную территорию «Сириус».
Как вы обычно готовитесь к гонкам на выносливость? К каким типам тренировок прибегаете и чем стараетесь их разнообразить?
Люблю тренироваться в компании единомышленников, мы выезжаем на длинные дистанции и любуемся природой нашего края. У нас очень рельефная местность, это хорошо для велогонщика, всё под носом, не надо никуда ехать на сборы.
Вы также являетесь победителем и призёром чемпионатов Ставропольского края, Карачаево-Черкесской республики, Краснодарского края по маунтинбайку. Насколько это направление популярно в нашей стране?
Маунтинбайк всегда стремительно развивался в нашей стране, с него всё начинается, в том числе путь в шоссейный велоспорт. К тому же горный велосипед — самый популярный среди населения всего мира.
А чем отличается горный велосипед от шоссейного? Сталкивались ли вы с какими-либо трудностями, когда осваивали MTB?
Горный велосипед предназначен для езды по пересечённой местности, это лес, горы и т. д. Он имеет амортизационные элементы и широкие покрышки для лучшего сцепления с грунтом. Шоссейный велосипед намного легче и жёстче маунтинбайка, имеет узкую резину для лучшего наката и аэродинамики. Когда осваивал маунтинбайк, всё проходило через падения, но позже наработал технику владения велосипедом, и мне стало проще проезжать скоростные технические участки на трассах в лесу.
Одна из дисциплин маунтинбайка — кросс-кантри. В её рамках вы принимали участие в первенствах и Кубках России. Как вам трассы в российских городах для кросс-кантри — насколько они высокого уровня?
Велотрасссы в России идут вровень европейским стандартам UCI, даже самые лучшие российские велогонщики повышают своё мастерство на велогонках у нас. Трассы довольно сложные и техничные.
Вы пробовали свои силы в такой дисциплине как «дуатлон-кросс». Как у вас обстоят дела с бегом? Нет желания попробовать выступить в соревнованиях по триатлону с плавательным этапом?
Пробовал прийти в полный триатлон, занимаясь дуатлон-кроссом, который стал популярным в нашем городе, но решил остановиться на велоспорте, это у меня получается лучше всего.
Вы говорили, что зимой занимаетесь беговыми лыжами для поддержания спортивной формы к сезону. Есть мнение, что велосипедистам лучше подходит коньковый стиль катания на лыжах. Это так?
Я считаю, что лыжи тренируют в первую очередь сердечно-сосудистую систему, и тут стоит спорный вопрос о стиле катания. Самое главное в этот период — поддерживать себя в тонусе, ещё обязательно включать занятия на велостанке чтобы не забыть технику педалирования, которая так важна на протяжении всей карьеры велогонщика.
Нельзя не упомянуть, что вы первый в России спортсмен, кто проехал суточный зимний веломарафон. Какие впечатления остались от этого соревнования?
Скорее я первый подросток, который это сделал. Это была идея местного веломагазина и одного заядлого велопутешественника. Было очень тяжело, но оказалось, что человек способен на многое. Закрадывались мысли сойти, но я не сдавался и терпел. Главное — заниматься спортом, и всё будет получаться!
Вы живёте в Ставрополе. У вас есть любимый маршрут для катания в пределах города?
Да, очень нравится гора Стрижамент. Это самая высокая точка в городе, к тому же там растёт множество растений, которые занесены в Красную книгу и обладают лечебными свойствами.
Какой у вас сейчас распорядок дня с учётом учёбы? На занятия спортом остаётся меньше времени, чем раньше?
Я студент-медик, со временем научился совмещать учёбу и спорт. Теперь получается успевать и там, и там. Главное — любить то, что делаешь, и всегда найдётся время.
Вы член Федерации велосипедного спорта Карачаево-Черкесской Республики. Расскажите, что организация делает для развития велоспорта на Кавказе?
Федерация велосипедного спорта Карачаево-Черкесской Республики проводит множество спортивных мероприятий. Главная особенность в том, что почти все они открыты для всех, любой может приехать и поучаствовать, независимо от возраста и подготовки. К тому же у нас проходит этап монументальной велогонки России «Дружба народов Северного Кавказа», где сражаются только самые сильные велогонщики. Год назад встречали гостей из ОАЭ, им очень понравился Кавказ и горы.
Данил, какими советами вы можете поделиться с теми, кто занимается велоспортом?
Необходима систематичность, не нужно чрезмерно тренироваться, следует чередовать отдых и нагрузку, тогда будет прогресс. К тому же всегда важна поставленная цель и стремление её достичь.
Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.ru об этом и мы с удовольствием его укажем и возьмём интервью.