Екатерина Миронова
«Главным отличием чемпиона от обычного спортсмена является огромное желание работать ради победы»
Екатерина, вы признавались, что с детства восхищались плаванием. Был ли у вас кумир в плавании, за которым вы наблюдали?
Мои первые воспоминания связаны сразу с соревнованиями: ребёнок, большой бассейн, страх и вера родителей. И конечно, кроме как победы, от соревнований ты ничего не ожидаешь. С самого раннего возраста у спортсменов воспитывается жёсткий, волевой характер.
Кумира никогда не было, всегда стремилась преодолеть свои возможности. Смотрела на спортсменов старшей группы, старалась за ними тянуться. Благодаря совместной работе с тренером добивалась новых результатов.
Были другие виды спорта, которые вызывали такой же большой интерес, как плавание?
Фигурное катание и художественная гимнастика, они и по сей день вызывают у меня такой же большой интерес. Восхищают своей красотой и изысканностью.
Какой момент в карьере укрепил ваше решение продолжать заниматься плаванием на серьёзном уровне?
После вынужденного перехода к другому тренеру мы с родителями были абсолютно убеждены, что серьёзный спорт закончился. Но благодаря новому тренеру Андрею Ивановичу Евсееву открылось второе дыхание, появилась вера, что ещё не всё потеряно. Именно он открыл мне дорогу в мир подводного спорта, стал не только тренером, но и хорошим наставником.
Плавание — это постоянная борьба со своими эмоциями. Как удавалось сохранить баланс между желанием победить и необходимостью сохранять хладнокровие?
Сохранять баланс между желанием победить и необходимостью сохранять хладнокровие получалось благодаря тренеру, который часто говорил со мной, помогал правильно расставлять приоритеты. Никогда не была главной задача победить, в первую очередь шла борьба с собой.
С какими вызовами вы столкнулись, осваивая подводное плавание? Трудно ли было адаптировали свою технику и тренировки к новым условиям?
Непривычно было тренироваться в длинных ластах, ещё и с трубочкой во рту, но это, наверное, даже было интересно. Так как я в спортивном плавании много лет, трудностей с техникой плавания в подводном спорте не возникло. Всегда чувствовала воду и умела хорошо скользить, а, как известно, скольжение в нашем виде спорта это очень важно.
Чем подводное плавание отличается для вас от других видов плавания?
Безусловно, это разные виды спорта, в которых нужно разбираться годами, изучать техники и секреты. Но для меня главным отличием является скорость и, как бы это ни было банально, постоянное наличие инвентаря у спортсменов (ласты, трубочки и т. д.).
Когда вы стали совмещать плавание и подводное плавание, то тренировались под руководством одного специалиста или у разных наставников?
Как я уже упомянула выше, дорогу в плавание в ластах открыл мне тренер. Раньше даже не слышала о данном виде спорта, но только стоило попробовать, сразу получилось. Поэтому тренировалась я под руководством одного тренера — А. И Евсеева, который проводил качественную работу и анализировал все ошибки.
Переход от спортивной карьеры к тренерской деятельности — значительное изменение в жизни любого атлета. Были сомнения или страхи перед переходом к работе тренером?
Были, но в определённый момент я поняла, что нужно двигаться дальше, начинать себя пробовать в новой сфере. У меня была хорошая поддержка и вера со стороны близких, поэтому всё получилось.
Кто стал первыми учениками, каких успехов вам удалось добиться благодаря совместной работе?
Моими первыми учениками стали детишки подготовительных классов 5-6 лет. Когда они пришли, в сентябре 2023, совсем не умели плавать, кто-то и вовсе боялся опустить голову в воду. А в конце сезона, в июне 2024, проводили показательные заплывы для родителей, где дети показали всё то, чему научились за сезон: проплывание короткой дистанции без вспомогательных предметов и остановок разными стилями плавания (кроль на груди, на спине), доставали разные предметы со дна бассейна. За тот год, на удивление мне самой, дети достигли хороших результатов.
Вы учитесь на 3-м курсе СГУ им. Н. Г. Чернышевского на факультете физической культуры и спорта. Какие конкретные курсы или дисциплины в университете оказались наиболее полезными для работы тренером?
Огромную роль сыграли разные виды практики в институте. За два года обучения прошли несколько школьных и летнюю вожатскую практику, где под руководством преподавателей и воспитателей практиковались работать и находить подход к детям разного возраста.
Одна из ваших основных целей в роли тренера — воспитание чемпионов. А что отличает чемпиона от обычного спортсмена?
Главным отличием чемпиона от обычного спортсмена является огромное желание работать ради победы. Когда спортсмен не только знает, каким путём добиваться результатов, но и пользуется всеми предоставленными ему возможностями. Только тогда вырастет настоящий чемпион, готовый в первую очередь преодолевать себя.
Какие препятствия, по вашему мнению, существуют на пути популяризации плавания на национальном уровне?
Думаю, нет особых препятствий. У нас уже есть и строится большое количество спортивных комплексов, бассейнов. Наша задача — научиться ими правильно распоряжаться, в нужных целях. Поставить на первое место спортивные школы, а не коммерческие группы.
Какой совет вы бы дали спортсменам, которые хотят заниматься любым видом плавания профессионально?
Каждый день, каждая тренировка, каждый выход на старт должны стать возможностью показать всё на что ты способен. Никогда не опускайте руки, если уже взялись за дело. Результат придёт, если будешь работать.
Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.ru об этом и мы с удовольствием его укажем и возьмём интервью.