Екатерина Постика

«Художественная гимнастика — спорт для девочек, нежных, хрупких, но в то же время сильных духом и целеустремлённых»


Екатерина Сергеевна, на художественную гимнастику вас в детстве привела мама. Почему выбор пал именно на этот вид спорта?

Это красивый, эстетичный вид спорта для девочек. Изначально гимнастика рассматривалась как подготовка в балетную школу. Но начала заниматься, и мне настолько понравилось, что я в ней осталась.

Расскажите о своём первом серьёзном выступлении: испытывали эмоциональное давление со стороны соперников?

Первое запомнившееся — маленький ребёнок на выездных соревнованиях без родителей. Волнения было очень много, и я забыла упражнение. Привезла своё почётное второе место, с конца. Пожалуй, этот старт был переломным, чтоб двигаться дальше и достигать новых высот.

Некоторые спортсменки говорят, что настоящей дружбы между гимнастками не существует. А какие отношения были в вашем коллективе, сталкивались с завистью по отношению к себе?

У нас был отличный коллектив, все девочки дружили между собой. С некоторыми дружба сохранилась до сих пор. Чувство соперничества ощущалось только на соревнованиях. После своих выступлений мы выходили и поддерживали тех, кому ещё предстояло выходить на ковёр. Я считаю, что такой коллектив у нас сложился благодаря правильному тренерскому подходу.

Каждый вид спорта имеет свои уникальные особенности и психологию. Как вы думаете, кому больше подходит художественная гимнастика?

Спорт, в принципе, для сильных людей, которые готовы заниматься и вкладываться на 100% в то, что они делают. Художественная гимнастика — это спорт для девочек, нежных, хрупких, но в то же время сильных духом и целеустремлённых. Тот, кто сможет преодолеть трудности в начале своего пути, влюбится в этот вид спорта навсегда.

Вы завершили спортивную карьеру в 16 лет, став мастером спорта. Получение этого звания было для вас главной целью?

В какой-то момент была поставлена цель, что я выполню мастера спорта. И она была достигнута.

Уже в этом возрасте вы помогали тренировать юных гимнасток. Как вы видите разницу между собой в начале тренерского пути и тем, каким наставником вы являетесь сейчас?

Это два абсолютно разных человека. Тогда я шла интуитивно, никто не передавал нам своих знаний. Мы смотрели, как работают опытные тренеры, и пытались повторить то же самое с малышами. Учились коммуникации с родителями. И благодаря этой «школе выживания» я очень выросла в своих навыках и знаниях. Единственное, что осталось без изменений — любовь к детям. После рождения своих детей я стала задумываться над тем, что помимо спортивных результатов хочется, чтобы после окончания спортивной карьеры дети были здоровые. И начала изучать этот вопрос. Прошла множество обучений, получила огромный багаж знаний, и, конечно же, опыт работы.

А как вы попали в сборную университета по фитнес-аэробике? Какие ваши качества и навыки особенно пригодились команде?

На первом курсе института было распределение кто куда хочет пойти на физкультуру. Мы пришли на отделение аэробики. Так и начался новый для меня опыт — фитнес-аэробика. Поскольку в художественной гимнастике я выступала в личном первенстве, то командная работа далась мне не сразу, было тяжело работать синхронно. Но благодаря спортивному упорству и здесь всё получилось.

Через год после окончания университета вы открыли свою школу по фитнес-аэробике. Каких усилий вам это стоило?

Это было сложно. Школа работала четыре года. Дети выступали на соревнованиях, занимали призовые места. Но набрать большое количество учеников не удалось, и было принято решение закрываться. Все, кто у нас занимался, смогли без труда поступить в другие спортивные школы и добиться высоких результатов.

У вас есть собственная методика для занятий со спортсменами, основанная на знаниях психологии, биодинамики, мануально-мышечного тестирования и других техник. Какие принципы лежат в её основе и как все эти науки влияют на подход к тренировкам?

Когда приходят на занятия дети, я их тестирую и смотрю, как работает их тело, правильная ли постановка стоп, нет ли изначально сколиоза. В первый год обучения моя программа всегда направлена на выстраивание, формирование мышечного корсета. И только после того, как вижу, что ребёнок готов, начинаю давать более сложные упражнения. Без базы не вырастить хорошего и работоспособного спортсмена.

Вы также тренируете юных акробатов в спортивном клубе «АкроДети». Многие родители опасаются отдавать детей в этот вид спорта, так как считают его травмоопасным. Можете ли вы развеять их сомнения?

Спортивная акробатика мне очень понравилась, так как она очень похожа на мой любимый и родной вид спорта — художественную гимнастику. Травмы могут быть в любом спорте, и даже не обязательно спорте. Можно идти, споткнуться и оказаться с гипсом. Я считаю, если с умом подходить к тренировочному режиму, слушать рекомендации тренера, иметь хорошую физическую подготовку и подходить к тренировкам ответственно и с любовью, то всё будет хорошо.

Ваши воспитанники занимают лидирующие позиции на соревнованиях различного уровня. Какие сильные стороны своих подопечных вы могли бы выделить? Чем они, на ваш взгляд, покоряют судей на турнирах?

У моих спортсменов хорошо поставлена базовая, начальная подготовка. Тело ровное, умеют чувствовать его. Знают свои сильные стороны и могут их демонстрировать. Благодаря тому, что все элементы выполняются технически правильно, минимизируется риск получения травмы. Как я уже говорила, для меня и моих воспитанников главное — это здоровое тело, без травм, болей в спине, коленях и т. д. А красота выполнения движений нарабатывается со временем благодаря хорошим хореографам.

А как вы считаете, смог бы человек, который занимается спортивной акробатикой, работать в цирке и наоборот?

Очень много акробатов, которые выполняют мастера спорта, после завершения своей выступательной карьеры работают в цирке, поэтому после спортивной акробатики можно смело идти на арену.

Своих детей вы привлекаете к занятиям спортом?

У меня есть двое сыновей, и выбрали мы как раз спортивную акробатику. Сейчас они выступают по 1-му юношескому разряду. Занимают призовые места и растут в своих навыках, учатся преодолевать первые трудности.

Вы сертифицированный коуч по стандартам ICF и в настоящее время развиваетесь в направлении наставничества для молодых тренеров. Какими советами вы могли бы поделиться со своими коллегами? Самое первое, что хочется отметить, — идти в тренерскую деятельность нужно только по любви. Этим нужно жить. Потому что для тренера работа — второй дом. И второе: всегда нужно учиться, развиваться и не стоять на месте. Как только мы перестаём учиться, и начинает казаться, что мы все знаем, начинается деградация. Спорт всё время развивается, появляются новые методы, и я считаю, что тренеру нужно идти в ногу со временем.

Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.ru об этом и мы с удовольствием его укажем и возьмём интервью.