Эльвира Муртазина

«Прежде чем начать фотографировать какой-либо вид спорта, нужно его понять, и тогда получится уловить «те самые» моменты»


Эльвира, что привлекло ваше внимание к спортивной акробатике как объекту для фотографии?

Спортивная акробатика технически сложный, но в то же время красивый спорт. Нравятся интересные элементы в балансе и фантастические полёты в вольтиже.

Какие аспекты спортивной фотографии вы особенно цените и как они связаны с вашим опытом наблюдения за выступлениями вашей дочери?

Для начала, как моя дочь попала в спортивную акробатику. Она сама очень просилась на занятия. И после просмотра тренера её сразу взяли.

В спортивной фотографии, главное, успеть словить тот самый момент. Не начало и конец элемента, а именно золотую середину, ту самую, где вся красота и техника исполнения. Очень здорово, если спортсмены явно показывают артистизм своей композиции. Тут можно поймать классные эмоции на лицах и в движениях.

Возникают ли сложности при съёмке акробатических упражнений с точки зрения освещения и композиции?

Сложность в съёмке — тёмные помещения, где приходится поднимать экспозицию, но и не забывать про короткую выдержку, которая очень важна в спортивной съёмке. Чем выше экспозиция, тем больше «шума» на фото. «Шум» в спортивных фото в тёмных помещениях — это нюанс, который нужно принять как должное в данных условиях.

В компоновке кадра для правильной композиции проблем не бывает, когда уже есть художественная насмотренность и понимание самого спорта.

На заре вашей карьеры в спортивной фотографии вы начинали снимать на Canon 70-200. Можете назвать основные особенности и преимущества этого объектива?

Он даёт возможность снять спортсменов на разных планах. Дальнем, когда нужно захватить весь спортивный элемент; среднем, когда можно выделить, каждого спортсмена по отдельности; и близком, здесь можно поймать эмоцию. Телеобъектив — это «спасение», когда фотограф на одном конце ковра, а спортсмены на другом. Таким объективом можно приблизить, тем самым заснять выступающих не так далеко в соотношении расстояния.

Какие эмоции вызывает у вас просмотр спортивных фотографий, сделанных коллегами? Есть ли какие-то особенности или детали в их снимках, которые вы бы хотели перенять или адаптировать для собственных работ?

Я испытываю восхищение и интерес к фотографиям моих коллег. Как успевают так заснять, чтобы получились такая композиция, сочетание цветов, светотень. Это продумано или совпадение? Восхищает ухваченная эмоция спортсмена крупным планом.

Приходится ли вам отделять свои чувства во время соревнований от профессионального процесса съёмки? Не мешают ли работе переживания за спортсменов, в частности, за свою дочь?

Есть такое. Всегда волнуюсь, когда выступает дочь или знакомые спортсмены. Перед выступлением своих дышу и успокаиваю себя, беру фотоаппарат — и вперёд. (Улыбается.)

Как вы определяете, какие эмоции и переживания стоит передать через фотографии, а какие лучше оставить за кадром?

Мне нравится все эмоции заснять, но бывает такая обида спортсмена на себя, что лучше в этот момент оставить его в покое и не трогать. Это его переживания, которые он не хочет, чтобы увидели все.

Вы снимали чемпионат России по спортивной акробатике. Какой спортсмен или команда произвели наибольшее впечатление?

Так как я мама спортсменки женской группы, то больше внимания обращаю на «тройки». Хорошее впечатление производят «тройки» из Краснодара тренера И. В. Скрябиной и из Ярославля тренера В. П. Румянцевой, всегда новые сложные элементы и хореография. Также удивляют «тройки» Т. Б. Гургенидзе из Одинцова и, конечно же, женский состав из Санкт-Петербурга тренеров В. А. и Д. А. Винниковых.

Если не «тройки», то смешанная пара из Санкт-Петербурга Олег Майоров и Лиза Медведева с наисложнейшими элементами и мужская — Влад Глевицкий и Роман Грищенко из Великого Новгорода.

Какие ключевые элементы вы учитываете при создании постановочных фотографий спортсменов? Используете реквизит и спортивное оборудование?

При постановочных фотографиях спортсменов, а это спортивные акробаты, всегда хочется идеальное исполнение элементов. Но у каждого свои возможности, поэтому как фотограф должна понимать, что этому ребёнку/спортсмену я могу дать более лёгкие элементы, а этому, наоборот, более сложные. То есть у меня уже должны быть подготовлены и лёгкие, и сложные постановочные композиции. В съёмках акробатов практически не используется реквизит, это могут быть лишь «стоялки» и куб.

А присутствовал ли в вашей жизни спорт до того, как вы начали заниматься спортивной фотографией?

Я не назову себя спортивным человеком. Из-за травмы в детстве на физкультуре у меня было «вечное» освобождение, можно было только в бассейн. В университете пыталась попасть в сборную по плаванию, но это всё амбиции, учитывая мою спортивную подготовку. (Улыбается.)

Если рассматривать интерес к спорту через телевизор, то люблю смотреть прыжки в воду, прыжки с трамплина на лыжах и лыжную акробатику.

Расскажите, как вы узнали о фотовыставке «Про спорт от первого лица», которая проходит в МГУСиТ. Понравились ли вам работы других участников выставки, могли бы вы из них кого-то выделить?

О, это для меня было шоком. (Смеётся.) Мне написал Вячеслав Отс, главный редактор журнала «Тренер» с предложением выставить мои спортивные фотографии на фотовыставке «Про спорт от первого лица». Это было неожиданно и приятно, честно.

Фотографии Ивана Виноградова — просто пушка! Столько ярких эмоций!

Какими советами вы можете поделиться с коллегами, которые только начинают осваивать спортивную фотографию? Не бояться. Да, первое время может не получаться, особенно когда нужно уловить момент или во время движения на скорости возможен «смаз». Но только практика, насмотренность дают результат. И да, прежде чем начать фотографировать какой-либо вид спорта, нужно его понять, и тогда получится уловить «те самые моменты». Удачи!

Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.ru об этом и мы с удовольствием его укажем и возьмём интервью.