Ильдар Дюкин
«Сейчас для меня тренерский вызов — как можно больше отдать нашему народу и семье, чтобы хоккей развивался и был популярным видом спорта, который дарит людям счастье и самореализацию»
Ильдар Разилевич, будучи игроком, вы выступали за хоккейный клуб «Прогресс» г. Глазова, с которым стали чемпионом России среди юношей 14-15 лет. Что это была за команда?
Я всё своё детство провёл в маленьком и уютном городе Глазове. Начинал заниматься хоккеем во дворе, так как малышей не брали в ДЮСШОР. Позже, в семь лет, меня привёл туда папа по моему собственному желанию, это очень важно, что по желанию и по любви. Я сразу полюбил хоккей. Кстати, мой старший брат уже играл, и во дворе я всегда играл со старшими, помню, у нас ещё был такой синий советский мячик.
Начал заниматься у Игоря Евеньевича Чупина, перешёл к Олегу Николаевичу Казаковцеву и всё оставшееся время был с ним. Вот тут и закрутилось всё самое интересное. Естественно, я не вникал в тренерские детали, но по итогу у нас была очень хорошая «банда». (Улыбается.) Поначалу мы достаточно проигрывали, но с каждым годом прибавляли в мастерстве и двигались вперёд. Играли на первенстве России зоны «Поволжье». Крайне тяжело было выступать против таких команд, как «Ак-Барс», «Лада», «Нефтехимик», «Нефтяник», это были топ-клубы России. Особенно было тяжело играть против «Лады» г. Тольятти. На мой взгляд, зона «Поволжье» на то время была одной из сильнейших в России.
Было очень много разных историй помимо хоккея: как ломались на автобусе «Пазик» и «Экарус» и жили в посёлке в гостинице, а не по домам. Сейчас расскажу, что это такое. Нас раньше всех разбирали по домам, в целях экономии, наверное. После игры выходишь из раздевалки и встречаешься с соперником, который забирает тебя к себе домой — представляете, какие были ощущения? Однажды мы даже подрались у него дома, а мама разнимала. (Смеётся) Сейчас это вспоминаешь с улыбкой и с большим счастьем. Бронзу мы взяли в сезоне 2000-2001 гг., далее серебро в сезоне 2002-2003 гг. И чемпионами мы стали в г. Ижевске, где проходила Всероссийская «Золотая шайба». Могу, конечно, немного ошибаться в датах, вот были бы технологии, как сейчас, точно бы сказал по времени.
Каждое событие меня морально двигало вперёд, каждая медаль доставалась очень непросто. После таких побед я понял, что хочу связать свою жизнь с хоккеем. Помню до сих пор нашу фееричную первую пятёрку: Казаковцев, Дюкин, Артёмов, Безвительнов и Чуев — мастерюги. Коля Казаковцев был всегда капитаном, мы с Ваней Артемовым — ассистентами, и так всё детство двигались вместе. Благодаря нашему тренеру Олегу Николаевичу Казаковцеву мы добились таких результатов. И сейчас, будучи уже сам тренером, понимаю, как это непросто — сформировать коллектив. Благодарю всех ребят и тренера за это детское счастье. Этот период с 6–14 лет назову важным фундаментом, на который в будущем опиралось моё тренерство.
Позже вы были вызваны в молодёжную команду питерского «Спартака». Удалось ли поиграть за неё в официальных матчах и вписаться в систему в целом?
После такой феерии в детско-юношеском хоккее всех ребят из нашей команды начали приглашать в различные клубы. Я уехал в Санкт-Петербург в ХК «Спартак», тренировался под руководством Михаила Михайловича Меркулова. Мне было 14, приехал в Питер с двумя чемоданами и совсем один. Жили мы в хоккейном интернате, где нас полностью обеспечивали. Можно сказать, что почти сезон мне удалось поиграть с ребятами на год старше и со своими ровесниками. Тогда был у нас коллектив сформирован из ребят 88-87 г. р. Скажу честно, мне было непросто, я всегда играл в первом звене и был ассистентом в своём родном клубе «Прогресс», а здесь меня ставили во второе и иногда в третье звено. А в первом звене я вообще не играл. Это был для меня первый шок, но я понимал свои возможности и всегда говорил, что тренеру виднее. Ещё впервые я был один, без близких, это тоже очень хорошая практика для того, чтобы повзрослеть ещё быстрее. Хотя я и так был достаточно самостоятельным, но это другое, и каждому это нужно пережить.
Играли мы на первенстве Северо-Запада. Команд тогда особо много не было, поэтому мы были всегда на ведущих ролях. (Смеётся.) Хоккей в СПБ был не так развит, как сейчас, но в общем мне нравилось всё. Назову этот этап «взросление и подготовка к взрослой жизни». Я полюбил этот красивый и перспективный город и именно здесь хотел остаться. Мне предлагали поехать играть в другие клубы России. Очень хотелось, но был один жёсткий минус: в наше время не было, как сейчас, МХЛ, где можно было переждать какое-то время, чтобы приобрести мастерство и резко не входить во взрослый хоккей. Думаю, вы представляете, каково 17-летнему пацану присоединиться к команде мужиков 25–30 лет, а раньше ещё и дедовщина была! Да и не по мне быть кочевником, я местечковый человек, люблю устраивать свою жизнь в одном месте и развиваться, а хоккейная жизнь она такова — сегодня здесь, а завтра там. Это было одной из причин идти учиться на тренера и параллельно играть. Почему на тренера? Потому что это направление, которое хорошо знал и любил. Честно говоря, очень было трудно понять, что заканчиваю с профессиональным хоккеем, но такова реальность. Сильно тогда переживал. И на семейном совете решили идти по другому пути. Я только спустя 13 лет понял, что это было очень правильное решение и с точки зрения здоровья, потому как хоккей на профессиональном уровне — это уже не здоровье.
В «Спартаке» вы проходили обучение при старшем тренере М. М. Меркулове. Чему у него научились?
Михаил Михайлович был очень опытным тренером. Он горел и горит хоккеем и по сей день, я его встречаю на хоккейных матчах. От души любил хоккей и помогал нам — это его сильное качество. Отмечу, что по итогу он воспитал ребят — Михаила Мейера и Артёма Ворошило, с которыми я поиграл и которые связали свою жизнь с игрой профессионально и даже успели поиграть в КХЛ.
Свою тренерскую деятельность вы начали в 2008 году в команде «Серебряные львы-99». Что для вас было самым сложным в работе на данном этапе карьеры?
Честно говоря, каких-то особых сложностей не встречал, но из того, что помню: не понимал, как-то или иное упражнение ребёнок не может сделать. (Смеётся.) Конечно, сдерживал себя, но внутри всё переворачивалось. На скамейке очень много говорил и подсказывал, уже с опытом понимаешь, что это далеко не правильно. Тренеру нужно говорить очень кратко, с правильной интонацией и лаконично, с максимально хорошей связью со своими воспитанниками. Это действительно большая мудрость для тренера. В целом же больше смотрел на тренеров, как они действуют в быту и на льду. Мне тогда повезло, я учился у сильных тренеров — Солорева и Смирнова Это тоже важно, кто тебя наставляет. Отмечу ребят из команды «Серебряные львы-99» Даню Рыбина и Даню Огерчука. Огерчук сейчас в КХЛ в «Саловате Юлаеве» играет. Очень смышлёный парень в плане игрового мышления. Рад был с ними поработать.
Правильно я понимаю, что «Серебряные львы» ещё при вас присоединились к системе СКА? Вы были рады такому сотрудничеству?
Я ушёл из «Серебряных львов», а через сезон они получили приставку СКА. Очень был рад поработать в этом коллективе, от души и искренне. Алексей Николаевич Попов всегда находил лучших людей для нашего коллектива. Все были какими-то своими. Я работал с очень сильными тренерами, и они мне дали очень много. Тихомиров, Башкатов, Козырев, Алехин, Томилов, Шаманин, Солорев, Смирнов, Зак, Ильин, Афанасьев… и многие другие, извините, кого не отметил. Я за то время получил очень многое, это был огромный багаж знаний.
Алексей Николаевич во мне увидел жилку главного тренера и назначил на 2001 г. р. главным. Именно в этом клубе я стал чемпионом как тренер и взял кубок СПБ по 2001 г. р. Именно в этом клубе я реализовал себя как тренер. Я благодарю всех, кто со мной работал. Это этап мы назовём «знакомство и самореализация».
На протяжении восьми лет вы руководитель и главный тренер школы «Красная ракета». Как вы выстраиваете тренировочный процесс в командах? Есть ли какая-то общая методика подготовки?
В ХШ «Красная Ракета» нет команд. В нынешних реалиях это непросто сделать. Мы уже на протяжении многих лет готовим хоккеистов к командам и развиваем их как личностей для того, чтобы они стали хорошими и реализованными людьми. Естественно, есть общая система подготовки, у каждого тренера разные задачи по степени сложности. Если вкратце, то у нас всего пять групп в «Группе набора». Первые три — это профессиональная ступень развития хоккеиста. В группе № 3 занимаются самые маленькие хоккеисты, 3-4 года, они находятся на спортивно-оздоровительном этапе. Здесь мы их влюбляем в хоккей и знакомим с коньками и окружающим миром. (Улыбается.) Во второй группе ребята уже знакомятся с клюшкой и шайбой и пытаются объединить катание с владением клюшкой и шайбой. Это уже посложнее упражнения. Группа № 1 выполняет сложнокоординационные упражнения, в одном упражнении может применяться достаточно много навыков и всё это нужно сделать на скоростях. Это одно из самых сложных для хоккеистов. Также данная группа начинает принимать участие в товарищеских играх. А так, конечно, мы проговариваем с тренерами упражнения, стараемся говорить на одном языке и передаём друг другу хоккеистов из группы в группу. У нас уже всё отлажено. Группа № 4 — это дети, которые поздно начали заниматься, или дети, которые решают массовые задачи. Это важная группа, так как сейчас в 7-8 лет тебя уже не возьмут никуда. Это отдельная наболевшая тема. И поверьте, у нас есть кадры, которые «поздно» начинают и потом всех обгоняют по мастерству. Всегда привожу в пример СССР: нас никто не брал в три года, мы росли во дворах и там развивались всесторонне, и это правильно — сохраняли своё здоровье. А сейчас все борются за игроков, кто раньше наберёт, тот и будет на пьедестале, но это далеко не верно. Можем детально раскрыть эту тему в следующем интервью. И последняя группа — это группа № 5 для взрослых любителей, она решает массовые задачи. Как круто, когда ты своим примером демонстрируешь свои успехи в хоккее плюс решаешь оздоровительные задачи — и это всё в одно время с ребёнком!
В целом, я внимательно слежу за подготовкой и настроением коллектива. Мне важно, чтобы все дети, родители, тренеры с позитивом и любовью относились к хоккею, с этого начинается хоккей и от этого зависит результат каждого.
Мы не форсируем обучение. Что я имею в виду? Если, согласно теории и методике хоккея, дети до 7 лет находятся на спортивно-оздоровительном этапе, а с 7 лет начинается начальный этап подготовки, то в России в некоторых клубах уже есть команды 5-6-летних ребят. Получается, что в таком возрасте вынуждены форсировать, так как уже требуются победы, а у нас спортивно-оздоровительный этап. А он решает более массовые задачи, выявляет способности ребёнка к занятиям хоккеем, оздоровительные задачи, знакомство с окружающим миром, социальные задачи (общение, взаимодействие, дружба), спортивные задачи. Теперь вы поняли, что такое формирование?
Ещё один пример. Нас брали в 7-8 лет в хоккей и, слава богу, нам удалось стать чемпионами. Желаю всем не форсировать.
Также в нашей школе мы летом регулярно проводим восстановительно-оздоровительные учебно-тренировочные сборы «Путь к мастерству», где даём понять хоккеистам, что сборы — это не мука, а продуктивное и приятное событие.
Насколько, на ваш взгляд, важны инфраструктура и оборудование для успеха хоккейной школы?
Инфраструктура важна. Когда у тебя многое есть из инфраструктуры, ты начинаешь углубляться в тренировочный процесс. Тренеру нужно заниматься воспитанием и подготовкой — это первостепенное, хотя при определённой тренерской смекалке без чего-то можно и обойтись. Вот в СССР там же мало что было, но по итогу было достаточно хоккеистов, которые не хуже нынешних.
Вы стараетесь привить правильную философию не только игрокам, но и их родителям. Что в себя включают эти убеждения? Должен ли тренер гасить излишние амбиции родителей?
Моя философия проста: не форсировать, правильно и систематично развивать хоккеистов, искренне любить хоккей, сохранять здоровье и психику ребёнка за счёт правильных методов. То же самое и прививаю родителям, объясняю, что не нужно навязывать любовь к хоккею и реализовывать свои мечты за их счёт. Нужно сохранять здоровье детей и воспитать их личностями, пусть даже не станут профессиональными хоккеистами — и это нормально. Хоккеистом ты можешь и не быть, но хорошим человеком обязан быть во благо своей семьи и своей страны. К сожалению, эту философию не все признают, и я их не осуждаю, в таком случае говорю: у каждого своё счастье. Бывает, что у нас ребёнок в 5-6 лет уже может делать достаточно сложные вещи, тут вопрос сразу: а надо ли в таком возрасте это делать? Ведь этот мальчик заражает всех остальных на такие же подвиги. А родители — очень ревностные люди, начинают завидовать: вот этот может, а мой нет. И начинают водить детей на бесконечные подкатки или сборы. Это всё приводит к нездоровью. С большой вероятностью ребёнок закончит с хоккеем.
Ещё важная философия: — добиться результата за счёт гуманного подхода, умения договариваться, уважения, принятия, любви, собственного примера, а не с помощью криков, угроз, обещаний, наказаний. Конечно, нужно, как вы сказали гасить амбиции родителей, потому что воспитание и подготовка — это не гонка. Тренеру всегда виднее: нужно добавлять или можно и «паузнуть». (Улыбается.)
И ещё — не делать из ребёнка кого-то, а формировать из него личность. Многие родители видят, что он Овечкиным будет. Друзья, да не будет он Овечкиным. Важно найти правильный потенциал ребёнка и развивать его, а не пихать туда, куда ему совсем не по душе, и это вообще не его. Конечно, спорт нужен любому человеку, можно же его оставить на любительском формате или вообще привести туда, где ребёнку действительно нравится, сейчас столько видов спорта, выбирай не хочу.
И не превращать хоккей в работу. Зачем в раннем возрасте искать работу хоккеисту, её у него в жизни будет достаточно. Работа — это профессиональная специализация. Это что-то очень серьёзное. Нужно быть внимательным к своим словам, и если даже вы говорите, что это работа, тогда поясните, что вы имеете в виду. Я бы на месте родителей всё-таки называл всё своими именами, и вместо «иди работай», говорил бы «иди и тренируйся сынок, или трудись, иди развивайся».
Ещё один момент. Многие родители говорят: ты должен забить, ты должен победить. Наверно, родители так говорят, потому что они выстраивают отношения на слове «должен». Правильней было бы сказать: стремись к победе, думай, как забить, будь внимательней, сегодня у тебя будет лучшая игра. Много слов, которые могут заменить слово «должен». Родители в какой-то мере тоже педагоги, им необходимо знать такие методы.
А как вы считаете, если ребёнок в 12-13 лет не проходит в первые четыре пятёрки, то стоит ли ему продолжать стремиться к профессиональной карьере в хоккее или лучше просто сосредоточиться на игре для здоровья?
Меня всегда учили так: до 12 лет ещё можно ждать, после 12 лет вероятность становится гораздо меньше, а может быть и нулевой. Здесь много частных случаев, когда ребёнок играет в топ-команде в 4-м звене, я думаю, ему стоит подождать, а вот если средняя и ниже среднего команда, то, наверное, нет. Нужно найти то, что в будущем поможет ему реализоваться, а не терять драгоценное время.
Можно ли сразу определить характер игрока по его языку тела и манере выхода на лёд?
Сразу, пожалуй, нет, хотя не исключаю. С течением времени мы, тренеры, поймём характер игрока, когда его попробуем в разных ситуациях на льду и вне льда. Только так.
Некоторые тренеры считают, что бег не нужен хоккеистам, и его можно заменить на другую работу. Другие же категорически не согласны с данной точкой зрения. А к какому мнению больше склоняетесь вы?
Очень интересный вопрос. Раньше мы всегда бегали для общей выносливости. Но сейчас многие отказывается от бега, посмотрим на результат наверно через 5–10 лет. Конкретно я тоже ухожу в какой-то мере от этого в подготовке хоккеистов. Мы бегаем в игре вне льда и на льду — это интервальный бег, то, что нам нужно. Но от общего бега я не ухожу, просто даю в меньшем соотношении. Заметил тенденцию у футболистов: они сейчас многие стали хоккеистами. (Смеётся.) По их ощущениям после тренировки на льду чувство, как будто они никогда не бегали, хотя в футболе и в хоккее рваный темп. Очень сильная усталость после льда. Это говорит о том, что всё-таки нам нужно меньше бегать и развивать аэробные способности непосредственно в специализации.
Вы тренировали Ивана Корнилова, который является трёхкратным чемпионом России, обладателем «Кубка Харламова» и на данный момент играет в системе СКА. Вы всегда понимали, что из Ивана что-то выйдет?
Да Ваня Корнилов — уникальный парень. Нет, никогда не знал, что из него что-то может выйти, я видел у него хорошие способности к занятиям. Мы очень гордимся им, что он уже в свои годы достиг многого. Но профессиональный спорт — это команды высшего спортивного мастерства, а он ещё туда не попал и играет в МХЛ. Мы и моя семья верим в него. Я уверен, у него всё получится, так как он очень ответственный хоккеист.
Кто ещё из ваших воспитанников выступает в КХЛ, МХЛ и сборной России?
Да, играют ребята — Даня Огерчук (ХК «Салават Юлаев»), Даня Давыдов (ХК «Северсталь»), Иван Корнилов (сборная России U18). Это самые яркие личности, есть и ребята с ВХЛ и МХЛ. Я слежу за всеми. Достаточно ребят, с которыми вроде бы и поработал, но тяжело их назвать своими воспитанниками, если работал год. Воспитанник — это 3 года +.
Карьера тренера — это постоянные вызовы. Какой вызов стоит перед вами на данный момент?
Так и есть. Кажется, что тренер провёл одну тренировку, а потом занимается чем-то своим, но это далеко не так. Для меня в первую очередь это работа над собой и своими профессиональными качествами. Как один из примеров: я работал со многими возрастами и меня Павел Альбертович Тихомиров научил всегда всё документировать, так как всегда всё забывается. Свои мысли, свои упражнения, свои планы. Это я к тому, что есть бытность, где ты ежедневно тренируешь и строишь планы, а есть помимо этого ещё работа — это всё всегда документировать для себя, делать видео и фото для того, чтобы транслировать правильные мысли родителям и хоккеистам. Это очень важно, что-то оставить после себя, а не забрать с собой в пустоту. Также хочу отметить, что нужно постоянно работать над собой, своими внутренними качествами, характером. Например, всё всегда плохое оставлять где-то там, а не приносить на работу. Я достаточно получил от хоккея, сейчас для меня тренерский вызов — как можно больше отдать нашему народу и семье, чтобы наш хоккей развивался и был популярным видом спорта, который дарит людям счастье и самореализацию.
Ильдар Разилевич, какими советами вы можете поделиться с игроками, которые стремятся построить карьеру в МХЛ и в дальнейшем — КХЛ?
Совет очень простой: трудиться и совершенствовать себя, всё зависит от нас самих, и не только в хоккее. Никогда не угасать и искать мотивацию, следить за здоровьем, быть всегда с семьёй или создавать семью. Семья — это 50% успеха точно. И это отдельная тема для хоккеистов, могу рассказать подробнее в следующем интервью.
Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.ru об этом и мы с удовольствием его укажем и возьмём интервью.