«Когда 16 человек одновременно прыгают, просто дух захватывает!»


Ольга Валерьевна, вы тренируете с 1995 года. А как вы попали в спорт?

Моя спортивная карьера началась в Архангельске. Это старинный город на Севере, небольшой, но я горжусь своей родиной. Начала там тренироваться в четыре года, была совсем маленькой, но очень хотела заниматься фигурным катанием, танцевала около телевизора, просила родителей отвести в школу, где обучают тулупам и акселям (правда, тогда не знала названий, конечно). Папа взял меня за ручку и привёл.

Отбор в спортивную школу был закончен, тренер сказала, что группа уже набрана. Но мой папа, такой обаятельный, высокий, голубоглазый мужчина, очаровал тренера, и она пригласила на ОФП, а уже после льда согласилась, чтобы я ещё походила. Вот так пока до сих пор и хожу. (Смеётся.)

Какую поддержку вам оказали родители, родственники и кто из них в большей степени поддержал?

Родители всегда поддерживали меня. Я любимый ребёнок в семье. Всегда любили, всегда гордились моими успехами. Кого-то выделять отдельно не буду. Поддержка семьи, мне кажется, всегда важна для спортсменов. Когда у тебя за спиной есть такой тыл, когда есть люди, которые тебя любят, обожают, спортсменам легче живётся.

Ваша история напоминает биографию Ломоносова, который вышел с Севера, пешком добрался до Москвы и завоевал всю Россию. А если у вас в планах завоевать, может быть, даже мир? Были к этому какие-то предпосылки?

Предпосылки, естественно, были. Команда Китая по синхронному катанию под моим руководством впервые в истории страны приняла участие в чемпионате мира. Это было сложной задачей, и поначалу даже неожиданной для меня, но мы её выполнили, и команда успешно выступила. Они обошли несколько команд, которые уже принимали участие в турнире, но до пьедестала пока не добрались. Но думаю, в будущем они смогут стать чемпионами мира. Есть над чем работать.

Сначала вы выступали в одиночном катании, а потом перешли в танцы на льду. Чем было обусловлено это решение?

Это был сознательный выбор. Я выполнила разряд к. м. с. в 12 лет и уже тогда прыгала многооборотные прыжки, но, чтобы получить мастера спорта, было правильнее, наверное, уйти в танцы. Был партнёр, который мне подходил, опытный, изначально тренировался в танцах на льду. И такие предложения мне поступали в связи с моими антропометрическими данными.

Какими были первые впечатления, когда вы из одиночного катания перешли в танцы на льду?

Было удивление. Многие элементы, которые практически одинаково исполняются на льду, имеют разную терминологию. Например, перебежки в одиночном катании называют, а в танцах на льду — беговые шаги. И когда тренер давала задания, я её сначала не понимала, мне приходилась всё время подстраиваться, слушать, смотреть на остальную группу и в очень быстром темпе входить в этот новый для меня вид.

А вы не думали о том, чтобы попробовать себя в спортивном парном катании?

В спортивном парном катании, наверное, можно себя попробовать, если только мой партнёр будет Овечкин. (Улыбается.) Поскольку для того, чтобы поднять рост 170, сделать выброс, партнёр должен быть каких-то таких физических данных. Но если он согласится, то мы, конечно, попробуем. Всё-таки «парницы» — это девочки более низкого роста, меньшего телосложения, для того чтобы партнёрам было легче делать выбросы, поддержки и все эти чудеса эквилибристики, которые сейчас исполняют наши великие спортсмены.

В какой момент у вас появилось желание стать тренером?

Это очень хороший вопрос, так как за этим тоже есть своя история. На вечере встречи выпускников, 20 лет после выпуска из школы, был очень интересный момент. Я училась в спортивном классе, где все дети также были спортсмены, фигуристы. И одна девочка сказала: «Оля, ты же вообще одна из всего нашего класса, кто реализовал свою мечту. Насколько я помню, ты всегда говорила, что хочешь стать тренером». И я стала. Этот так и было с детства. Ходила и всем говорила, что хочу быть тренером. Это какое-то внутреннее ощущение, когда ты точно знаешь, кем родился, что делаешь и точно уверен, что это твоё.

Ранее вы тренировали в спортивных школах Челябинска, Архангельска и Московской области, а сейчас работаете в Москве. Есть ли у вас постоянное место работы?

На данный момент я руководитель ледовой академии «Чкалов Арена». Там руковожу, там же воспитываю новое поколение спортсменов. Мы занимаемся с детками от трёх лет, ведём средний возраст, любителей и с хоккеистами работаем в том числе.

Когда на экраны вышел фильм «Лёд», у многих возникал вопрос, как хоккеист, который должен выглядеть «танком» на льду, научился танцевать. В фильме есть доля правды или всё это чистый вымысел?

Конечно, это художественный ход режиссёра, но в целом, я думаю, среди хоккеистов действительно есть и пластичные ребята. Если посмотреть на них вне льда, как они танцуют, всё-таки мне кажется, можно попробовать поставить хоккеиста в пару, и у него получится.

Считается, что тренерский успех измеряется достижениями воспитанников. Среди ваших подопечных есть те, кто завоёвывал медали, становился чемпионом?

Да, есть несколько спортсменок, которые начинали в моей команде, потом я их уже передала в более старшие команды. Моя воспитанница в составе команды «Парадиз» стала чемпионкой мира. В составе команды «Юность» другая моя спортсменка стала чемпионкой мира среди юниоров. Ну и плюс, естественно, мои любимые китайцы, которые приняли участие в чемпионате мира.Это был действительно большой успех, потому что мы работали всего полтора сезона, и за это время пытались построить команду из совершенно разношёрстного состава. Мне дали несколько спортсменок из конькобежного спорта, несколько — из хоккея, но основной состав, конечно, —профессиональные танцоры, мастера спорта, даже были спортсмены, которые уже сами работали тренерами. Поэтому это был очень интересный опыт.

А плохому танцору что мешает на льду?

Мне кажется, только он сам. Главный соперник спортсмена в принципе — это он сам. Только сам себе человек может помешать в спорте. Всё остальное преодолимо.

А может ли спортсмену помешать тренер? Сейчас в фигурном катании распространена идея, что тренер обязательно должен быть строгим. Собственно, из-за этого мы видим, что фигуристы от одного тренера переходят к другому, возвращаются и потом опять куда-то уходят. Что вы думаете по этому поводу?

К сожалению, это наша реальность, мы с этим сталкиваемся постоянно в фигурном катании. Но по мне, тренер — это и мама, и папа, и психолог, и подруга, то есть ближайший человек, который есть у спортсмена, потому что тренер и спортсмен это действительно такая связка человеческих отношений, без которых результат высокого уровня не получится. И, естественно, тренер всегда должен понимать, какого уровня сейчас стоит задача и как к ней подойти. Поэтому тренер — это психолог, можно даже сказать, хороший манипулятор. И, соответственно, от поставленной задачи зависит жёсткость тренера. Одно дело, когда ты работаешь с малышами, там строгость не нужна и не приветствуется, но если нужно вывести команду на чемпионат мира, то там без жёсткости никак.

А сильно китайские спортсмены, на ваш взгляд, отличаются от российских?

Говорят, что китайцы очень трудолюбивые, выносливые, но я сталкивалась с разными китайцами, так как у меня был большой состав и даже не одна команда. Моё мнение: из-за того, что у нас были очень большие объёмы, они ленились. Поэтому такой интересный момент: «ленивый китаец» очень странно звучит, но это было так, поэтому приходилось применять какие-то жёсткие методы. (Улыбается.). И даже взрослые спортсмены иногда плакали — не потому, что их унижали и оскорбляли, а из-за того, что им просто было тяжело.

Некоторые фигуристы уделяют большое внимание усложнению прыжковых элементов, из-за чего страдает их хореография. Как совместить сложность и изящество?

Сложность прыжков и исполнение прыжков ультра-си — это всегда впечатляет. Это очень зрелищно, на это всегда идут люди, чтобы увидеть вживую, как спортсменки исполняют сложные прыжки. Это действительно завораживает, но тут всё-таки мне кажется, что наши фигуристки обладают и хорошей хореографией в том числе. У нас такого сильного перекоса нет, потому что сейчас правила составлены так, чтобы как раз таки этот перекос не возникал в сторону спортивной составляющей. Нам нужно обязательно заработать оценки компонентами, а компоненты — это и хореография, и скольжение, туда же включается, как раскрыт образ и актёрское мастерство. Фигурное катание — это вообще прекрасный вид спорта.

Вы ещё и судья, даёте оценку спортсменам и в том числе их тренерам. Учитывая тот факт, что судейство в фигурном катании всегда вызывает много вопросов и споров, считаете ли данную работу неблагодарной?

Для того, чтобы поднять команду на более высокий уровень, нужно было изучать правила. Когда я приступила к ним, то поняла, что мне это достаточно легко даётся, и дальше начала развиваться в этом направлении, ездить на семинары для судей. И чем больше вникала, тем больше осознавала, что есть определённое судейское видение, которое, кстати говоря, тоже даётся не всем. Не каждый человек в секунду может увидеть 16 спортсменов — правильно ли они все выполняют или где-то происходит какая-то ошибка. Это называется насмотренность, и её даже вырабатывают большими объёмами.

Я бы сказала, что, возможно, работа тренера более неблагодарная, чем судьи. У судьи как раз всё понятно. Ты работаешь не столько с людьми, сколько с компьютерами, практически как бухгалтерия. А в работе тренера в чём бывает неблагодарность: выигрывает всегда спортсмен, а проигрывает — тренер.

Ольга Валерьевна, а каким одним предложением можно призвать людей заниматься синхронным фигурным катанием?

Всё очень банально — его просто надо очень любить. (Смеётся.) Его нужно один раз посмотреть, прийти на соревнования, в Москве в начале сезона они проводятся где-то в октябре-ноябре. Особенно посмотреть на взрослые команды, которые исполняют очень сложные поддержки, элементы. Когда 16 человек одновременно прыгают, просто дух захватывает! Посмотреть, влюбиться и начать заниматься. (Улыбается.)

Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.ru об этом и мы с удовольствием его укажем и возьмём интервью
.