Павел Соколов

«Карате можно заниматься с детства до глубокой старости, каждый день открывая для себя что-то новое, знакомясь с наследием великих мастеров»


Павел, вы пришли в рукопашный бой в 1998 году, а уже через два года выступили на первых соревнованиях. Какие черты характера у вас начали формироваться благодаря занятиям боевым искусством?

В первую очередь я увидел, что занятия боевым искусством — это труд. Ежедневный, через пот, мозоли, физическую усталость. Понял, что карате не заканчивается выходом с тренировки, нужно уделять самоподготовке хотя бы полчаса ежедневно. Из моих черт характера могу выделить целеустремлённость, трудолюбие и веру в собственные силы.

Вы начали заниматься рукопашным боем под впечатлением советского боевика «Пираты ХХ века», где играл один из основоположников карате в СССР Касьянов. А сейчас, будучи тренером, сталкиваетесь с тем, что дети, насмотревшись подобных фильмов, приходят и просят научить их таким же приёмам?

Поскольку сейчас спорт вообще и сётокан карате в частности сильно «помолодел», приходят детки 5‒7 лет. В основном по желанию родителей, которые, конечно, хотят, чтобы их ребёнок смог себя защитить на улице и в школе. Как правило, маленькие спортсмены очень приблизительно представляют себе, что такое карате и вообще единоборства, постепенно узнают возможности этого вида боевых искусств.

Вы тренировались у таких тверских мастеров рукопашного боя, как Сергей Белов и Александр Горовой. Чем вам запомнилась работа с ними?

В то время в нашей организации говорили так: «Если хочешь быть хорошим бойцом, побеждать в кумите — учись у Белова. Если хочешь хорошо делать ката — это к Горовому.» И действительно, первые мои успехи были именно в кумите. Правда, они появились уже после того, как мы со старшим товарищем начали вести свою группу. А любовь к ката, я считаю, мне привил всё-таки Александр Горовой.

Работа с этими тренерами была сложной, но очень интересной. У Белова было много спаррингов, у Горового — базовая техника (кихон), ката. Не забывали и про кумите, сам А. Горовой был превосходным мастером и ката, и кумите.

В 2002 году вместе со старшим товарищем вы открыли группу на базе школы, где преподавали ката и кумите. Как считаете, вам повезло с первыми воспитанниками?

Первые воспитанники — на то и первые, они запоминаются навсегда. (Улыбается.)

Ребята очень сдружились между собой, да и с нами, тренерами, тоже. Мы часто ездили на пикники на природу, отмечали вместе дни рождения, выезжали в загородные лагеря. Школа выделила нам подсобку, в которой мы могли собираться на Дни именинника и прочие посиделки.

В Тверь приезжал японский мастер Танака Такинори, который принял у вас экзамен на коричневые и чёрные пояса. Лично вы много нового для себя узнали после общения с этим специалистом?

Во-первых, я понял, как важно учить иностранные языки, хотя бы международный английский. (Смеётся.) Сильно упрощает коммуникацию, когда ты не ждёшь переводчика, а сам понимаешь, что говорит сенсей, и можешь задать ему вопрос.

Во-вторых, на семинаре Танаки я лучше научился контролировать своё тело: напрягать только те мышцы, которые нужны непосредственно в данном движении и только в нужный момент. В карате это очень важно: уметь чередовать напряжение и расслабление.

А в целом видите ли вы разницу между практикующими карате в России и Японии?

Разница между японскими и российскими адептами карате, на мой взгляд, — в разнице менталитетов. Для японцев карате — ежедневная кропотливая работа, которая ставится во главу угла. Для россиян и других европейцев это скорее хобби, возможность поддерживать себя в хорошей спортивной форме, способ самоутверждения. Конечно, влияет разница наших культур. Карате зародилось на Окинаве, нынешняя Япония. Я думаю, мы, европейцы, россияне лишь подражатели, пусть нередко превосходящие в мастерстве основоположников.

Вы отмечали, что после перехода в 2008-м из Федерации карате России в Федерацию восточного боевого единоборства страны вас приятно поразила подготовка судейского корпуса. А до этого у вас были вопросы к судьям?

Ещё до получения мной чёрного пояса от сенсея Такенори, я надел судейскую форму. Несмотря на то, что в правилах соревнований говорилось, что судья неприкасаем, решение судьи — его ответственность, его право, отношение к судьям на соревнованиях было… как бы помягче выразиться… неправильным. Если ты кинул флажок не в ту сторону, по мнению тренера, родителей проигравшего спортсмена, тебя могли обругать с трибуны, подчас не стесняясь в выражениях. Согласитесь, терпеть подобное к себе отношение и оставаться беспристрастным довольно непросто. И даже судейская зарплата, мизерная, конечно, да даже если за большие деньги, не влияла на настроение и желание продолжать работать судьёй. В нашей нынешней организации — Федерации УСКО России, несмотря на то что судьи не получают деньги за судейство в принципе, работать здесь гораздо проще и приятнее. Любой член команды — спортсмен, тренер, родители, допустившие высказывание в адрес судьи, наказывается дисквалификацией с данных соревнований, а могут дисквалифицировать всю команду с лишением всех наград на данных соревнованиях. Мера жёсткая, но действенная. В результате судьи думают об объективном судействе, а не о том, каким словом их на этот раз «наградят» проигравшие участники. У нас говорят: «Карате начинается с поклона и заканчивается поклоном». Поклон есть уважение. А уважение не может быть односторонним.

Пожалуй, судейство — одна из самых веских причин смены организации.

Под руководством главного судьи УСКО России Павла Алексеевича Андреева вы отрабатывали технику ката. Могли бы вы объяснить, почему изучение ката так важно?

Как вам сказать… С помощью ката спортсмены достигают необходимого уровня специальной физподготовки, без которой не обойтись в кумите. Как правило, в ката связки техник — блок, потом удар, что отражает философию карате — защита от нападения, потом контратака. Как правило, связки в ката симметричные, т. е. позволяют гармонично развивать тело спортсмена, готовя его к кумите. По моему мнению, кихону и ката нужно уделять наибольшее внимание в первые два года обучения, в последующем ката нужно заниматься либо треть времени на каждой тренировке, либо отводить хотя бы две полноценных тренировки при пятидневном микроцикле (пять тренировок в неделю).

Какие аспекты в ката, помимо правильного выполнения техники, вы считаете наиболее важными?

Помимо правильного выполнения базовой техники в ката играет роль умение спортсмена отключиться от всех внешних раздражителей, волнения, даже боли от травмы, например, сосредоточиться на выполнении данного ката, продемонстрировать своё мастерство через психологическое погружение в ката. Судьи, оценивая мастеров ката высокого уровня, говорят: «Он живёт в ката. Его движения естественны, гармоничны».

А каким видам кумите вы сейчас больше всего уделяете внимание на занятиях с воспитанниками?

Сейчас в моей группе в основном спортсмены начальной подготовки и пятеро членов сборной, выступающих как в ката, так и в кумите. Приходится давать им разные задания. Для начальной подготовки важно кихон кумите, то есть кумите с заранее оговорёнными действиями как в атаке, так и в защите. Задачей кихон кумите является отработка атакующих и защитных действий с конкретным спарринг-партнёром.

Вы обладаете 3-м даном W. S. K. F. Какие составляющие включает в себя экзамен на этот разряд?

Практически любой экзамен на пояса карате включает в себя три составляющих: кихон (дорожки с ударами и блоками), ката (формализованные комплексы) и кумите (поединки). Кихон на чёрный пояс 3-й дан содержит комбинации блоков, ударов руками и ногами, с перемещениями в различных направлениях, вращениями вокруг своей оси. Раздел ката включает в себя ката по выбору экзаменатора (как правило, из всего перечня ката сётокан выбирается один) и один ката по выбору сдающего, так называемый токуи ката (любимый ката).

Раздел кумите подразумевает два поединка с обладателями чёрных поясов без защитных накладок на кулаки. Допускается капа на верхние зубы.

Каждый экзамен, без преувеличения, — тяжёлое испытание как физических, так и психических сил организма. Тем ценнее заслуженный пояс

Ваши спортсмены успешно выступают на первенствах мира, Европы, кубках России и всероссийских соревнованиях. Вы произносите какую-либо мотивационную речь спортсменам перед важными турнирами?

Каждый спортсмен прошёл большой путь от первых соревнований до турниров международного уровня, накопив свои индивидуальные приёмы самоподготовки к старту. Поэтому я стараюсь не сильно мешать им готовиться. Кого-то надо подбодрить банальным: «Ты молодец! Всё получится!», а кого-то просто оставить наедине с самим собой.

Вы также являетесь старшим преподавателем кафедры физкультуры Тверского медуниверситета. Какие программы в рамках занятий физкультурой вы предлагаете студентам?

К моему сожалению, физкультура в вузе не предполагает обучения какому-либо виду спорта, направлена лишь на посильное сохранение двигательной активности в рамках всего одного занятия в неделю. Поэтому как бы мне ни хотелось познакомить студентов с сётокан карате — сделать это я никак не смогу.

Зато в разминку в первой части занятия я включаю элементы спортивной разминки каратистов, иногда подвижные игры на внимание и координацию движений

Павел, какими советами вы можете поделиться с ребятами, которые только первый гол занимаются карате?

Совет можно дать простой: уделяйте карате как можно больше свободного времени, задавайте тренеру побольше вопросов — почему данное движение нужно делать именно так и т. д.

Карате можно заниматься с детства до глубокой старости, каждый день открывая для себя что-то новое, знакомясь с наследием великих мастеров.

Похожее