Пётр Вокуев

«Когда поверишь в машину и узнаешь все её заморочки на 100% — ты будешь выдавать на ней максимум»


Пётр, вы начали заниматься картингом в 11 лет. Какие виды спорта в Усинске вообще считаются традиционными и к какой категории можно отнести картинг — более или менее популярным?

Наш город находится на севере Республики Коми и, конечно, тем более в 80-90 годы, когда наши лыжники были постоянно на вершине практически во всех крупных соревнованиях, многие занимались лыжными гонками, и учитывая наши климатические условия и победы представителей нашей республики это был вид спорта номер один. Если же брать автоспорт, то он, всегда прочно занимал свою нишу в городе и республике. В Коми были клубы практически в каждом городе, а в Усинске, соседней Печоре и Ухте по два клуба. С развалом СССР многие клубы закрылись, и сейчас мы имеем, то, что имеем. Если брать усинский клуб, то можно с уверенностью сказать, что мы входим в число популярных, ежегодно проводим чемпионат и первенство Усинска по картингу, состоящее из пяти этапов, также у нас в городе проходит один этап межрегиональных соревнований «Кубок Севера». Особняком стоят «Рождественская гонка» и мероприятие с учебным центром «Профессионал» — фигурное вождение и знание ПДД, что тоже архиважно ведь все мои воспитанники — это будущие водители.

В детстве вы также занимались лыжами, самбо, дзюдо, карате. Эти виды спорта поспособствовали развитию вашей силы и координации, необходимых для управления картом?

Я считаю, что все, к чему ты прикоснулся, имеет свои последствия. Любые физические нагрузки и тренировки, будь то картинг или бег, положительно влияют на общую физическую подготовку спортсмена, и в картинге без «физухи» не выиграть. Были моменты, из личной тренерской практики, когда ребёнок едет половину заезда в лидерах, а потом начинает безнадёжно отставать, вот это как раз у нас называется не хватило «физухи». Поэтому ни о чём не жалею, всё было правильно.

Вашим первым тренером был Валерий Юрьевич. Основываясь на своём опыте, как вы в целом оцениваете роль первого наставника в жизни спортсмена?

Тренер — это не только человек, который только учит именно специфике твоего вида спорта, это тот, кто даёт основы, с которыми ты будешь идти всю свою жизнь. Для нас тренер был как второй отец, он всегда с нами, всегда помогает, подсказывает, как добиться той самой победы. Но и это ещё всё, ты впитываешь как губка со своего тренера лучшие человеческие качества, что, наверное, даже важнее, чем спортивная составляющая. А с Валерием Юрьевичем дружим семьями и часто встречаемся.

Почему сами решили стать тренером после завершения карьеры пилота? Какие аспекты работы доставляют наибольшее удовольствие?

Случилось это спонтанно. Я работал на одном из усинских предприятий, занимал хорошую должность как ИТР, была перспектива карьерного роста и, что важно для меня, я прекрасно знал свою работу и скажу больше, когда приходил, всё начинало шевелиться. Так вот, мы случайно встретились с тренером, тогда клубом руководил А. С. Поляков, он готовился к переезду в другой город и предложил мне занять эту должность. Конечно, были дни и ночи раздумий, разговоры с супругой. Но когда я пришёл в родной клуб, посмотрел в глаза детям, взглянул на технику, которая оставляла желать лучшего, понял, что это мой новый вызов. Дело в том, что карьеру пилота я вынужденно закончил из-за травмы и понял для себя, что могу дать детям то, что хорошо знаю и умею. А сейчас мне нравится побеждать со своими воспитанниками, смотреть, как они выигрывают, их победы сейчас для меня важнее, чем мои.

Что, по вашему мнению, делает тренера успешным в автомобильном спорте?

Здесь я бы не стал говорить конкретно об автоспорте, наверное, это касается любого тренера, особенно работающего с детьми. В тренерской работе нужно знать грань между кнутом и пряником, то есть быть для ребёнка другом, но не расслаблять, не позволять садится на шею. И говорить правду, дети чувствуют ложь. Даже если эта правда горькая, её надо грамотно донести до ребёнка, дабы он сделал соответствующие выводы.

Вы работаете в картинг-клубе «Лидер», который является 9-кратным чемпионом «Кубка Севера», 3-кратным чемпионом Республики Коми, 3-кратным победителем Спартакиады народов Севера по зимнему картингу. А как создавался клуб?

Усинский картинг-клуб начал работать в ноябре 1981 года при ДОСААФе. Клуб так и назывался «УСТК ДОСААФ». К слову сказать, раньше все технические виды спорта так или иначе относились к ДОСААФ. Первыми тренерами были супруги Поляковы, Сергей Степанович и Галина Леонидовна. Приехали они на север из Баку, где Галина Леонидовна была тренером сборной Азербайджана по автомногоборью, а Сергей Степанович — тренером СТК по шоссейно-кольцевым гонкам. Чуть позже клубом стал руководить их сын Александр Сергеевич, который также отдал много сил для сохранения картинга в Усинске. Я же стал работать с декабря 2012 года. Название «Лидер» мы выбирали совместно с ребятами в группе ВКонтакте, таким же образом придумали логотип, а после сделали наклейки, флаг и даже записали в студии гимн клуба.

А кого вы можете назвать лидером среди своих воспитанников?

Я бы не стал никого выделять, так как считаю, что «Лидер» — это команда с большой буквы Л, можно даже сказать, семья. Мы работаем сообща. Пилоты помогают друг другу. Многие родители прошли обучение на спортивных судей и помогают нам судить соревнования, другие грузят и таскают карты, на выездных соревнованиях, если у кого-то поломка, все подбегают и стараются помочь без разницы мой сын или не мой — главное, мы одна команда, именно в этом единстве и есть секрет успеха.

В чём основные отличия зимнего картинга от летнего и действительно ли его можно назвать более доступным и бюджетным вариантом?

Зимний карт отличается прежде всего клиренсом, т. е. дорожным просветом. Клиренс зимнего карта гораздо больше летнего, также на зимних шасси многие располагают сидение прямо на заднюю ось, дабы обеспечить лучшее сцепление с трассой. Также из отличий можно выделить углы поворота передних колёс и колеи колёс. Мы в городе проводим и зимние, и летние соревнования. Если брать летнее шасси, оно само гораздо дороже, запчасти на неё дороже ну и главное — резина, она на нашем абразивном асфальте улетает вмиг. В зимнем картинге резина служит не один и не два сезона, поэтому зимний картинг гораздо дешевле в обслуживании. Что касаемо моторов, мы переставляем мотор с лета на зиму и обратно.

Какие ошибки начинающих пилотов вы встречаете чаще всего, как помогаете их исправлять?

Самая распространённая ошибка молодых пилотов — неумение справляться с эмоциями. Мотор ревёт, сердце стучит, адреналин зашкаливает, но есть одно, но — отсутствие опыта. Да, это, как ни странно, самая большая проблема многих начинающих гонщиков: я сейчас топну газ в палас и выиграю гонку, но как показывает практика, такие обычно заканчивают гонку в первом повороте. Когда за плечами есть опыт, ты трезво оцениваешь ситуацию, всегда спокоен и сосредоточен. Иногда даже лучше проиграть старт, чтобы не попасть в завал.

Ваша дочь Милолика также занимается картингом под вашим руководством. Когда она начала проявлять интерес и как вы оцениваете её способности?

Милюшу я звал к себе, наверное, лет с семи, но ей на тот момент это было неинтересно, даже как-то дал самой проехать на карте, но всё равно желания заниматься тогда не возникло. Я не настаивал, так как считаю, что это не совсем правильно, ребёнка нельзя принуждать к занятиям, если ему это не нравится. А вот два года тому назад она вдруг сама сказала, мол, пап, давай я попробую. Я официально записал её в группу начальной подготовки, мы прошли теоретический курс, она наравне со всеми сдала зачёты, и мы приступили к практическим занятиям. Если говорить о её выступлениях, то можно сказать, что всё идёт по плану, как пилот она растёт, в прошлом сезоне стала второй по итогу первенства Усинска в классе «супермини», в этом году выиграла Кубок СЕВЕРА в личном зачёте в классе «ок-junior», опередив более именитых и опытных соперников. Считаю, за два года в картинге это очень даже хорошо.

Вы отмечали, что для вас является важным воспитать честность и порядочность в юных спортсменах. А кто из именитых автогонщиков, на ваш взгляд, обладает такими качествами?

Мне очень нравилось смотреть за нашими пилотами в «Формуле-1». Если честно, не припомню, чтобы те же Виталий Петров и Сергей Сироткин когда-то что-то делали на трассе нечестно. А вообще, если касаться этой темы, то ребятам говорю так: можно победить нечестно, но станет ли такая победа тебе потом нужна? Когда я занимался картингом, у нас могли на старте сдёрнуть колпачок со свечи и т. д., поэтому сейчас говорю детям, что выигрывать нужно только в честной борьбе.

Следите ли вы за «Формулой-1», NASCAR, IndyCar или другими гоночными сериями?

Стараюсь не пропускать ни одной гонки «Формулы-1». Раньше был интерес и к Ф-2 И Ф-3, когда там гоняли русские парни, причём не просто гоняли, а выигрывали, но, а сейчас смотрю только «Формулу-1», иногда в компании дочки.

Как считаете, какие новшества необходимы в Усинске, чтобы создать идеальные условия для занятий картингом и привлечь больше молодёжи к этому виду спорта?

Единственная проблема для меня и для всего нашего вида спорта в Усинске — отсутствие площадки для тренировок и соревнований, я уже не говорю о полноценном картодроме. Зимой, как выпадает снег, мы тренируемся и даже проводим внутриклубные соревнования возле клуба, а летом тренироваться негде, так как асфальта у нас там нет. Соревнования проводим на городской площади. Но представьте, мы выезжаем на летние соревнования без какой-либо подготовки не только пилота, но и техники. Поэтому это проблема, причём не только у нас, знаю, в ряде городов аналогичная ситуация.

Пётр, какими советами вы могли бы поделиться с ребятами, которые только начали заниматься картингом?

Тренировки, тренировки и ещё раз тренировки. У нас говорят «вкат в машину». Сидя за рулём своей машины, нужно как бы стать с ней единым целым, поверить в неё, понимать, как она себя поведёт даже не тогда, когда ты дёрнул руль, а просто шевельнулся в карте, передвинулся. Вот когда ты поверишь в машину и узнаешь все её заморочки на 100% — ты будешь выдавать на ней максимум!

Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.ru об этом и мы с удовольствием его укажем и возьмём интервью.