Никита Сугак
«Если тренер образованный и грамотно работает с детьми, то у него больше шансов воспитать футболиста здоровым и правильно технически оснащённым»
Никита, с 2014 года вы работаете тренером в «Спортивном поколении». Пришлось что-то изменить в себе, когда начали тренировать?
Я думаю, что любая деятельность влияет на развитие человека. Поэтому тренерство в «Спортивном поколении» не могло не сказаться. Наверное, мне было в этой роли чуть легче, так как отец тренирует долгие годы, видел, как это, что это, в каком русле приблизительно нужно работать. Конечно, получилось развить много качеств, которые помогают в жизни.
Насколько, на ваш взгляд, совершенна структура и система, которая выстроена в клубе «Спортивное поколение»?
В «Спортивном поколении» структура построена правильно. Здесь каждый занимается своим делом: тренер тренирует, руководители руководят, SMM-специалисты рекламируют. И все качественно выполняют свою работу согласно требованиям клуба.
Ваши подопечные доходили до финала «Кожаного мяча», стали победителями «Детской лиги» г. Севастополь в прошлом году. Ребята меняются в игровом или психологическом плане после этих турниров?
Детская психология — один из самых сложных аспектов детского футбола. Я, например, после каждой игры, после каждой тренировки вижу и улыбки, и слёзы. И то, и то хорошо в зависимости от ситуации.
Хочу отметить, что для нас вообще любой турнир способствует сумасшедшему росту. Мы играем с другими командами, на других стадионах, в других городах. Многие дети ездят без родителей, и ребята становятся взрослее, сильнее. Они понимают уже, что такое взрослый футбол, взрослые требования в быту. Так что да, эти поездки идут детям только на пользу.
В финалы таких турниров, как «Кожаный мяч», попадают только сильнейшие. И если мы туда вышли, это значит, что моя работа идёт в нужном русле, а мы на хорошем счету. Сил чуть-чуть не хватает, чтобы стать чемпионами России, но думаю, что и это не за горами.
Что можете сказать о составе участников чемпионата Крыма зоны «Юг», который вы выиграли в сезоне-2022-23? Матчи с какими соперниками особенно запомнились?
Чемпионат разделён на четыре части, и в зоне «Юг» мы стали чемпионами. На тот момент я руководил командой 2014 г. р. У нас не было больших затруднений, но когда вышли в финал, где собрались четыре команды со всех зон, там уже стало намного труднее. Были замечательные соперники с интересными домашними заготовками, сильные дети. Мы стали четвёртыми, но считаю, что это очень достойный результат.
За время работы в «Спортивном поколении» появились ли коллективы или коллеги, противостояние с которыми для вас и для клуба стало принципиальным?
Не скажу, что были принципиальные противостояния. Есть соперники, с которыми интересно играть. Есть тренеры, которые учат играть в интеллектуальный футбол и работают с мячом внизу через пас, через ведение мяча. Даже если там у детей что-то не получается, после такого матча можно сделать больше выводов, чем после игры с соперником, который просто выставляет мяч, бьёт от ворот, а там что-то да придумаем. Я такие команды не люблю и считаю, что в юном возрасте это преступление — так развивать детей.
Леонид Слуцкий говорил про своих юных воспитанников, что средний уровень стабильно высокий, но по-настоящему ярких личностей среди них нет. Что, на ваш взгляд, нужно делать, чтобы в детском футболе появлялись звёзды?
В последние годы Россия сделала большой шаг вперёд в двух моментах. Построены поля во дворах. Они начали появляться даже во многих отдалённых регионах России. Дети просто играют в футбол. А лучше двора ни один тренер ещё не смог развить ребёнка, я не говорю про профессиональный спорт. И второе — начали заниматься образованием тренерского состава. Если раньше получали лицензию УЕФА, РФС и т. д. только тренеры, которые работали в профессиональном футболе, то сейчас и многие детские тренеры получают лицензии «С-», «В-УЕФА». Если тренер образованный и грамотно работает с детьми, то у него больше шансов воспитать футболиста, в первую очередь, со здоровой психикой, здоровым сердцем, правильно технически оснащённым. А так, наверное, меньше запрещать детям и больше давать им возможность самим принимать решение на поле.
Что мотивирует детей в спорте?
Давайте так. Мотивация бывает внутренняя и внешняя. Внешняя — чтобы показать окружающим, какой я крутой, получить медаль и прочее. А внутренняя — это больше уже про старших детей, у которых есть цель куда-то попасть и доказать самому себе, на что он способен. И ещё такой момент. Для самых маленьких, по мнению родителей, — кто забил гол, тот и молодец. А ведь один вратарь отбил, защитник забрал мяч, полузащитник отдал передачу на пустые ворота, нападающий подставил ногу — это больше ценится. Поэтому главная мотивация для ребёнка от родителя, от тренера — это похвала. Когда хвалят, для него это самое-самое приятное, и он будет приходить на тренировку с улыбкой.
Используете ли вы метод кнута и пряника в работе с воспитанниками «Спортивного поколения» или ребятами, которых тренируете в СОШ № 49?
Использую. Но здесь всё избирательно. Ребята все разные, каждый — личность. Одновременно играет на поле семь футболистов, у старших будет одиннадцать, и надо, чтобы они все между собой взаимодействовали, правильно коммуницировали. Задача тренера — «смазать все шестерёнки», поэтому приходится к каждому ребёнку находить свой подход.
Как выглядят ваши занятия со школьниками? Какие виды активности предлагаете?
Со школьниками в основном работаем в игровой форме, так же, как и в «Спортивном поколении», Потому что проще, чем через игру, и интереснее для детей, ничего не может быть.
Пригодились ли вам курсы IcoachKids? Что входило в программу?
Интересные курсы. Многое из этого преподавали в университетах, бакалавриате, магистратуре. А там определённые моменты напомнили: как строить тренировочный процесс, как взаимодействовать в треугольнике тренер-ребёнок-родитель. Эти основные тезисы освежили память, чтобы правильно продолжать работу.
Вы прошли курсы дистанционного обучения «Антидопинг» для спортсменов и персонала. Находите необходимым всем тренерам, даже тем, кто работает с детьми, обладать базовыми знаниями антидопинговых правил?
Это один из подразделов развития тренера, необходимый для лучшего понимания своей работы. Я прохожу много разных курсов: и по баскетболу, и по волейболу, и подвижные игры, и антидопинг. Это всё для того, чтобы в сфере спорта быть настоящим профессионалом.
Мнения специалистов и тренеров, что футбол — спорт номер один в России, на данный момент расходятся. Что вы думаете по этому поводу?
Наверное, футбол — это главный спорт в мире. Но сейчас из-за санкций не получается сказать, что футбол в России — спорт номер один, так как нет мотивации большой. Деньги деньгами, но для любого спортсмена важно стать чемпионом, выйти на следующий уровень и т. д., а в этом мы нынче ограничены. Огорчает, что сложно заставить молодого футболиста добежать, потому что он и так понимает, что будет выступать только на этом уровне, а значит, можно играть и не в полную силу.
Никита, какими советами вы могли бы поделиться со своими коллегами?
Когда вы находите что-то новое, делитесь со своими коллегами. Общайтесь, потому что в нашем общении, как и в споре, появляется истина. Если нашли интересное упражнение, не надо его где-то прятать, чтобы никому не досталось. Мы делаем общее дело, поэтому давайте развиваться все вместе.
Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.ru об этом и мы с удовольствием его укажем и возьмём интервью.